MTG : Судейская Школа : Действия, вызванные состоянием
  Magic: the Gathering

Обновлено
28.08.2015

Судейская школа
MTG судьям
Интервью с известными российскими MTG-игроками
Словарь магического сленга

Объяснения основных жаргонных терминов, необходимых для понимания разговоров магов и успешного чтения статей по MTG

Три кольца – премудрым эльфам, для добра их гордого...

«Три кольца – премудрым эльфам, для добра их гордого...»

Фото: Flang. B. Germing

Действия, вызванные состоянием
State-Base Actions

Всем привет! И добро пожаловать на второе занятие Судейской школы.

 

Конечно, каждый из нас знает, что существо с летальными повреждениями отправляется на кладбище, или что игрок, который не может взять карточку из библиотеки, проигрывает. Но вот вопрос: почему? И в какой именно момент?

Для того, чтобы в этом разобраться, нужно изучить следующую букву магического алфавита – «Буки». Т.е. пришло время погрузиться в пучину правил, посвященных действиям, вызванным состоянием (ДВС). Каждый раз, когда игрок должен получить приоритет (и на шаге очистки) игровая машина проверяет состояние игры на 22(23*) специальных условия. По результатам проверки выполняет специальные действия – ДВС. Эти действия:

  1. Не контролируются игроками – ДВС выполняются игровой машиной без участия игроков.
  2. Не используют стек.
  3. Выполняются только в совершенно определенное время – когда игрок должен получить приоритет (и на шаге очистки). В отличие от триггеров, которые срабатывают в любой момент игры (даже во время розыгрыша заклинания), ДВС не реагируют на состояние игры вне момента проверки и выполнения.
  4. Выполняются все одновременно.
  5. Выполняются повторно, если при проверке было выполнено хотя бы одно ДВС.

704.3 Каждый раз, когда игрок должен получить приоритет (см. правило 116, «Временные ограничения и приоритет»), состояние игры проверяется на все перечисленные условия для Действий, Вызванных Состоянием, затем все ДВС, применимые в данной ситуации, выполняются одновременно, как единое событие. Если хотя бы одно ДВС выполнено в результате этой проверки, то проверка производится еще раз; в противном случае все триггерные способности, ожидающие отправки в стек, кладутся в стек, затем проверка повторяется. Если ни одно ДВС больше не выполнилось в результате проверки, и не осталось ожидающих триггеров, то соответствующий игрок получает приоритет. Этот процесс также происходит во время шага очистки (см. правило 514), за тем исключением, что если в результате первой проверки не было выполнено ни одного ДВС и не было ожидающих триггерных способностей, то ни один из игроков не получает приоритета, и шаг заканчивается.

Vendilion Clique Briarberry Cohort Scion of Oona

Представьте игрока, который контролирует Vendilion Clique (4/2), Briarberry Cohort (3/3) и Scion of Oona (1/1). Его оппонент выводит на поле битвы Thundermaw Hellkite, на разрешении его способности каждое существо нашего игрока получает одно повреждение, а затем поворачивается. При первом выполнении ДВС Scion of Oona, получивший летальные поврежения, отправляется на кладбище. Остальные феи тут же «худеют». При следующем выполнении ДВС с нами прощается Vendilion Clique (3/1), и, наконец, на третьем нас покидает Briarberry Cohort (1/1).

Как запомнить все эти действия? Их стоит разделить по темам. Помните, как у профессора: «Три кольца – премудрым эльфам, для добра их гордого...».

ДВС, касающиеся проигрыша игры:

704.5a Если у игрока 0 или меньше пунктов жизни, то он проигрывает партию.

704.5b Если игрок пытался взять карту из пустой библиотеки с тех пор, когда последний раз выполнялись ДВС, он проигрывает партию.

704.5c Если у игрока 10 или более жетонов яда, он проигрывает партию.

Lich's Mirror

Если игрок, контролирующий Lich's Mirror, имеет 10 жетонов яда, то при первом выполнении ДВС вместо того, чтобы проиграть, он замешивает свою руку, свое кладбище, все перманенты (в том числе Lich's Mirror), для которых он является владельцем, в свою библиотеку, затем берет 7 карт и получает 20 жизней.

Так как одно ДВС выполнилось (не смотря на то, что игрок не проиграл), то ДВС выполняются повторно. Т.к. игрок имеет 10 жетонов яда, то он проигрывает, ведь Lich's Mirror уже не находится на поле битвы.

 

*В матчах, проводимых по олимпийской системе (т.е. «на вылет»), возможно появление еще одного ДВС, касающегося проигрыша партии. Так как такие матчи не могут быть закончены вничью, то в них изменяется процедура окончания матча. По окончании пяти дополнительных ходов (трех в случае Двухголового гиганта) победителя определяют по количеству жизней. Если жизни игроков (команд) совпадают (или партия еще не началась), то партия или матч продолжается с дополнительным ДВС:

MTR 2.5 Если у игрока (команды) меньше жизней, чем у оппонента, то он проигрывает партию.

ДВС, касающиеся «смерти» существа или Planeswalker'а:

704.5f Если выносливость существа равна 0 или меньше, то оно перемещается на кладбище владельца. Регенерация не может предотвратить это событие.

704.5g Если выносливость существа больше 0, и общее число повреждений, отмеченных на нем, больше либо равно его выносливости, то такие повреждения считаются летальными, и существо уничтожается. Регенерация может предотвратить это событие.

704.5h Если выносливость существа больше 0, и ему были нанесены повреждения от источника со Смертельным касанием с тех пор, когда последний раз выполнялись ДВС, это существо уничтожается. Регенерация может предотвратить это событие.

704.5i Если верность Planeswalker'а равна 0, то он перемещается на кладбище владельца.

ДВС, связанное со смертельным касанием, особенное: оно интересуется только теми повреждениями, которые были нанесены с тех пор, когда последний раз выполнялись ДВС. Если существо не было уничтожено при выполнении ДВС, то оно выживает при следующем выполнении ДВС (если дело только в повреждениях от источника со Смертельным касанием):

Darksteel Plate Bear cub Giant Scorpion

Оппонент атакует вас Giant Scorpion, вы блокирете его Мишкой, снаряженным Darksteel Plate. Мишка получает одно повреждение от источника со Смертельным касанием. При выполнении ДВС он не уничтожается благодаря эффекту способности Darksteel Plate. Если после этого вы прикрепите это снаряжение к другому существу, то Мишка перестанет быть «неуничтожимым», но не уничтожится, потому что ДВС относительно Смертельного касания были выполнены в прошлый раз.

ДВС, касающиеся аур, снаряжений и укреплений:

704.5n Если аура прикреплена к нелегальному объекту или игроку; или аура не прикреплена ни к чему, она перемещается на кладбище владельца.

704.5p Если снаряжение или укрепление прикреплены к нелегальному перманенту, то они открепляются от перманента и остаются на поле битвы.

704.5q Если существо прикреплено к объекту или игроку, оно открепляется от этого перманента и остается на поле битвы. В общем, если перманент, не являющийся ни аурой, ни снаряжением, ни укреплением прикреплен к другому перманенту, то он открепляется от этого перманента и остается на поле битвы.

ДВС, касающиеся супер/типов:

704.5j Если игрок контролирует двух или более planeswalker'ов, у которых есть одинаковый тип planeswalker'а, то этот игрок выбирает одного из них, а остальные кладутся на кладбища их владельцев. Это правило называется «правилом уникальности planeswalker'ов».

704.5k Если игрок контролирует два или более легендарных перманента с одинаковым именем, этот игрок выбирает один из них, а остальные кладутся на кладбища их владельцев. Это правило называется «правилом легендарности».

704.5m Если на поле битвы находятся два или более перманента с супертипом «world», то все они отправляются на кладбища владельцев, за исключением того перманента, который имел супертип «world» наименьшее время. Если таких перманентов несколько, то все они отправляются на кладбища владельцев. Это правило так же называют «правило world».

 

ДВС, касающиеся существования фишек и копий заклинаний:

704.5d Если фишка выходит из фазы (phased out) или оказывается в зоне, отличной от поля битвы, то она прекращает свое существование.

704.5e Если копия заклинания находится в зоне, отличной от стека, то она прекращает свое существование. Если копия карты находится в зоне, отличной от стека или поля битвы, то она прекращает свое существование.

ДВС, касающиеся жетонов:

704.5r Если на перманенте одновременно находятся жетоны +1/+1 и -1/-1, то с него удаляется N +1/+1 жетонов и N -1/-1 жетонов, где N – наименьшее число среди жетонов +1/+1 и -1/-1 на этом перманенте.

704.5s  Если перманент со способностью, которая гласит, что на нем не может быть больше чем N жетонов определенного вида, имеет больше, чем N жетонов этого вида, то все, кроме N из них, удаляются с перманента.

и, наконец, ДВС, касающиеся специфических видов игр:

704.5t  Если Двухголовом гиганте команда имеет 0 или меньше пунктов жизни, то она проигрывает игру. См. правило 810, «Вариант игры Двухголовый гигант».

704.5u Если Двухголовом гиганте команда имеет пятнадцать или более жетонов яда, то она проигрывает игру. См. правило 810, «Вариант игры Двухголовый гигант».

704.5v  Если в Коммандере (бывший EDH) игроку было нанесено 21 или больше боевое повреждение одним и тем же коммандером в течение партии, то он проигрывает партию. См. правило 903, «Коммандер».

704.5w  В игре Заклятый враг (Archenemy), если не являющаяся бессрочной карта замысла (scheme) расположена лицом вверх в командной зоне и она не является источником триггерной способности, которая сработала, но еще не покинула стек, эта карта замысла поворачивается рубашкой вверх и кладется в низ колоды замыслов владельца. См. правило 904, «Archenemy».

704.5x В игре Путешествие по мирам (Planechase), если карта феномена (phenomenon) расположена лицом вверх в командной зоне и она не является источником триггерной способности, которая сработала, но еще не покинула стек, то игрок, контролирующий измерение, меняет его. См. правило 901, «Planechase».

Итого, мы получаем семь тем, внутри которых довольно легко вспомнить все составляющие.

С тем, что несколько ДВС могут выполняться одновременно связано еще пара правил:

704.6 Если выполнение нескольких ДВС приводят одновременно к одному и тому же результату, то их все может заменить один эффект замещения.

Пример: Вы контролируете Зеркало Лича, которое говорит «Если вы должны проиграть партию, вместо этого втасуйте вашу руку, ваше кладбище и все перманенты, владельцем которых вы являетесь, в вашу библиотеку, затем возьмите семь карт, и ваше количество жизней становится 20». У вас одна жизнь, и одна карта в вашей библиотеке. Некоторое заклинание заставляет вас взять две карты и потерять две жизни. Когда в следующий раз будут выполняться ДВС, вы должны будете проиграть игру и по правилу 704.5a, и по правилу 704.5b. Вместо этого, эффект Зеркала Лича замещает проигрыш, и вы продолжаете игру.

Отсюда следует, что Регенерация может заменить последствия нескольких одновременно выполняемых ДВС:

Fiend of the Shadows

Если источник со Смертельным касанием нанес Fiend of the Shadows 3 или более повреждения, то она попадает под действие двух ДВС, оба из которых предписывают уничтожить существо. Значит, понадобится только один регенерационный щит, чтобы спасти Fiend of the Shadows.

704.7 Если в результате выполнения ДВС перманент покидает поле битвы, и в тоже самое время выполняются другие ДВС, то последняя известная информация об этом перманенте извлекается из состояния игры перед тем, как эти ДВС выполнялись.

Young Wolf

704.7 Пример:

Вы контролируете Молодого Волка, существо 1/1 с Нетленностью, который имеет жетон +1/+1. Некоторое заклинание кладет на него три жетона -1/-1. прежде чем будут выполнены ДВС, Молодой Волк имел один жетон +1/+1 и три жетона -1/-1. После выполнения ДВС Молодой Волк находится на кладбище. Когда он последний раз был на поле битвы, он имел жетон +1/+1, следовательно, триггер Нетленности не сработает.

Игровые нарушения

Если игроки упустили выполнение какого-либо из ДВС, то в игре возникает нелегальное состояние. Например, в игре два Urborg, Tomb of Yawgmoth. На турнире с соревновательным УПП такие ошибки попадают под раздел 3.6. Game Play Error — Game Rule Violation из IPG.

Обратите внимание, что нарушение 3.7. Game Play Error — Failure to Maintain Game State возникает, когда игрок позволяет оппоненту совершить какое-либо из игровых нарушений, при этом потенциально может получить преимущество от ошибки оппонента.

Некоторые технически неверные действия не являются нарушениями. Ниже я привожу выдержку из Турнирных правил Магии, переведенную на русский язык Андреем Гусевым:

Неправильный порядок действий

Так как при игре в Магию достаточно сложно предпринимать все действия абсолютно точно, допустимо, чтобы игроки производили некоторую последовательность действий в технически неправильном порядке, если в результате сложится корректная и полностью понятная игровая ситуация.
У игрока должна быть возможность легально выполнить такую последовательность действий в правильном порядке. Любой оппонент может попросить игрока произвести действия в правильном порядке, чтобы сыграть что-либо в нужный момент (в этом случае игроки не будут обязаны продолжать заявленные ранее действия).

В результате такой последовательности действий игрок не должен преждевременно получать какую-либо информацию, знание которой может явно повлиять на решения, принимаемые в дальнейшей части этой же последовательности.

Игрокам запрещается использовать реакцию оппонентов на какую-либо часть неправильной последовательности действий, с целью их изменить или предпринять дополнительные действия. Также игрокам запрещается использовать неправильную последовательность действий для того, чтобы выполнить действие, которое они забыли сделать в положенное время. В целом, любая существенная пауза в действиях, является показателем того, что все желаемые действия предприняты, последовательность завершена, а в ее результате игра переместилась в соответствующее положение.

Примеры

  1. Игрок сбросил карту для оплаты стоимости поддержки Masticore прежде, чем развернул свои земли.
  2. На разрешении Harrow игрок вначале положил саму карту на кладбище а затем начал искать в библиотеке.
  3. На разрешении Restore Balance, игрок сбросил карты прежде, чем начал жертвовать земли и существ.
  4. Игрок, у которого два существа одновременно отправляются на кладбище из-за действий, вызванных состоянием, разрешает способность, срабатывающую на покидание поля битвы одним из существ, прежде чем положить на кладбище второе.
  5. Игрок объявляет блокирующее существо, затем анимирует Mishra's Factory и пытается заблокировать и ею тоже.

На сем разрешите откланяться, а вас ждет домашнее задание.

Домашнее задание

У вас 1 хит, вы контролируете Jaya Ballard, Task Mage и Fortune Thief лицом вверх. У оппонента 6 хитов. С каким результатом закончится игра, если вы активируете 3-ю способность Джайи?

Jaya Ballard, Task MageFortune Thief

У вас и вашего оппонента по 4 жизни, у вас под контролем Platinum Angel. С каким результатом закончится игра, если ваш оппонент сыграет Hurricane, выбирав Х=4?

Platinum AngelHurricane

Оппонент разыгрывает Volcanic Hammer в вашего Magnivore 3/3. Умрет ли Magnivore?

MagnivoreVolcanic Hammer

У вас под контролем Thelonite Hermit лицом вверх и 4 сапролинга от него. Оппонент один раз активирует способность Pyrohemia. Что происходит?

Thelonite HermitPyrohemia

Фишку от Call of the Herd «блинкают». Что происходит?

Call of the Herd Momentary Blink

Вы контролируете Aeon Chronicler, и у вас 3 карты в руке. Вы разыгрываете Wheel of Fate. Что происходит?

Aeon ChroniclerWheel of Fate

Вы контролируете Wall of Roots с четырьмя 0/-1 жетонами (0/1), можете ли вы положить жетон, а затем повернуть Wall of Roots розыгрыша заклинания с Созывом?

Wall of RootsChord of Calling

Коварный оппонент зачаровал вашего Гризли Faith's Fetters. Вы активируете первую способность Восьмихвоста, выбирая целью своего Мишку. Что произойдет?

Faith's FettersEight-and-a-Half-Tails

Вы контролируете Moonglove Changeling и Ib Halfheart, Goblin Tactician, вы активируете способность Перевертыша и идете им в атаку. Его блокирует вражеский Rampaging Baloths. Чем закончится такое противостояние?

Moonglove ChangelingRampaging BalothsIb Halfheart, Goblin Tactician

Вас подзывают к столу: «Судья, два хода назад вот на этом существе были летальные повреждения, но мы неправильно посчитали его прочность и не отправили существо на кладбище. Что делать?»

 

Читайте правила, получайте удовольствие от игры.

 

Ирина Самонова, L2, summoning@yandex.ru

Вернуться:

Приоритет, стек, структура хода

Ответы на домашнее задание

Обсудить на форуме

Читать дальше:

Способности и эффекты

ВКонтакте
FaceBook

Irina Samonova © 1999-2017

Wizards of the Coast® и Magic: The Gathering® являются зарегистрированными товарными знаками Wizards of the Coast, Inc. Символы и названия сетов, символы уровней игры, символ поворота, символы маны, дизайн, изображения и тексты карт также являются объектами авторских прав Wizards of the Coast, Inc. © 1993-2017

Яндекс.Метрика